Лекция 10.
zmin – минимальное количество зубьев нулевого зубчатого колеса, которое
можно нарезать без подреза.
где a = 20о , ha* = 1.
Т.к. z должно быть целым, при zmin
= 18 гарантировано, что подреза не будет.
4.6.3 Основные расчетные зависимости для определения
параметров зубчатого колеса, исходя из схемы станочного зацепления.
1. Радиус окружности вершин ra.
ra = r + xm
+ ha*m – Δуm (1)
Δуm – уравнительное смещение
инструмента (расстояние между граничной прямой инструмента и
окружностью вершин заготовки).
Δу вводится в расчет для того,
чтобы при создании зубчатой передачи с колесами z1 и z2
было бы обеспечено зацепление этих колес без бокового зазора при стандартном
радиальном зазоре.
2. Радиус окружности впадин rf.
rf = r – ha*m
– c*m + xm (2)
3. Определение высоты зуба.
h = ra
– rf = 2 ha*m
+ c*m – Δуm (3)
4. Определение коэффициента изменения толщины зуба.
Δ=2.x.tga
5.
Специальные передаточные (планетарные) механизмы.
Планетарным называется
механизм, имеющий в своем составе хотя бы одно звено с подвижной геометрической
осью в пространстве.
Звено,
имеющее подвижную геометрическую ось в пространстве, называется сателит.
Звено,
на которое устанавливают ось сателитов, называется водило
(Н).
Зубчатые
колеса, имеющие неподвижную геометрическую ось в пространстве, называются центральными.
Центральное
колесо, имеющее внешние зубья, называется солнечное
колесо.
Центральное
колесо, имеющие внутренние зубья, называется коронная
шестерня (опорное колесо).
Достоинства планетарных
передач:
1. имеют малые габариты и вес из-за того, что поток
мощности, подводимый к центральному колесу, распределяется по к сателитам (к – количество сателитов). Затем поток мощности собирается на выходном
звене. На одной планетарной передаче можно поставить до 24 сателитов.
2. очень высокий КПД, в среднем 0.99.
Недостатки:
Если число сателитов неравно
3, то необходим специальный механизм, который бы выравнивал нагрузку между сателитами. Этот механизм утяжеляет и удорожает конструкцию.
5.1 Сравнительный анализ передачи с неподвижными осями
планетарной передачи.
На
первое колесо подается крутящий момент, а со второго снимают.
Ось В неподвижна Ось В подвижна
u1-2
== u1-Н =
Через
число зубьев u1-Н записать нельзя, т.к. ось В
– подвижная ось.
Чтобы
записать передаточное отношение планетарного механизма через число зубьев,
применим метод обращения движения (как бы искусственно обратим планетарный
механизм в механизм с неподвижной осью В). Для этого мысленно сообщим всем
звеньям механизма, включая стойку, дополнительное движение с угловой скоростью
-w н. Получим обращенный планетарный механизм
с неподвижными осями зубчатых колес.
В
обращенном движении звенья этого механизма будут иметь следующие угловые
скорости:
w 1*
= w 1 – w Н
w 2*
= w 2 + (– w Н) = w 2 – w Н
w Н*
= w Н – w Н = 0
- формула Виллиса
5.2 Определение передаточного отношения планетарных
механизмов различных схем.
5.2.1 Планетарный однорядный механизм (механизм
Джеймса).
КПД в
одном ряду – 0.99
Передаточное
отношение можно определить:
1. графическим способом по чертежу;
2. аналитическим способом, используя формулу Виллиса.
Графический
способ определения передаточного отношения.
Выберем
на водиле Н точку F которая расположена на том же
расстоянии от оси О2, что и точка А.
Оси О1 и О2 расположены на одном уровне.
Для
данной схемы входное звено – звено 1 (солнечное колесо), выходным является водило Н.
Зададимся
отрезком АА’, который изображает линейную скорость колеса 1 в точке А. Т.к.
колесо 1 вращается вокруг О1, то закон
распределения линейной скорости по первому звену изображается прямой линией О1А’.
Сателит 2 в т.А имеет такую
же линейную скорость, что и колесо 1. В т.С сателит 2 имеет МЦС в абсолютном движении, т.к. идет
контакт с неподвижным колесом 3. Закон распределения линейной скорости по
второму колесу изображается прямой линией СА’. В т.В сателит имеет линейную скорость, которая изображается
отрезком ВВ’, однако т.В является также и осью водила Н, которое вращается
вокруг О2. Следовательно, закон распределения линейной скорости по водилу изобразиться прямой линией О2В’. Для
точки F водила линейная скорость изображается отрезком FF’.
От
вертикали до линии распределения скоростей по водилу
измеряем угол ψн, а от вертикали до
линии распределения скоростей по колесу 1 измеряем угол ψ1.
Т.к. углы ψ1 и ψн
отложены от вертикали в одном направлении, то это показывает, что входное звено
1 и выходное звено вращаются в одном направлении.
Аналитический
способ определения передаточного отношения.
Применим
метод обращения движения, обратив планетарный механизм в непланетарный.
w 1*
= w 1 – w Н
w 3*
= w 3 – w Н = – w Н
-
плюсовой механизм.