Лекция 9.
4.5.1 Основные
расчетные зависимости для определения основных параметров эвольвентных зубчатых
передач.
1. Определение угла зацепления.
(1)
где Δ1 , Δ2 –
изменение толщины зуба;
z1 , z2 – число зубьев.
2. Определение межосевого расстояния зубчатых передач.
+= += (2)
zΣ = z1 + z2
3. Определение коэффициента воспринимаемого смещения y.
аw
= r1 + r2 + y m
=++ y m
(3)
4.5.2 Качественные показатели зубчатых передач.
к ним
относятся:
1. Коэффициент перекрытия e a .
Характеризует плавность работы зубчатой передачи и
показывает, какое число зубьев одновременно участвуют в перекрытии зацепления
(насколько одна пара зубьев перекрывает работу другой).
Теоретически e a может равен 1, и это означает, что как только одна пара зубьев вышла
из зацепления, следующая пара сразу же вошла в зацепление.
Если e a <1, то
предыдущая пара зубьев из зацепления вышла, а следующая пара в зацепление не
вошла. Такая передача работает с ударами, и ее применение недопустимо. Поэтому
конструкторы при проектировании передачи считают минимально допустимым e a равным 1.05 .
Как правило, эвольвентная зубчатая передача с
прямозубыми колесами имеет коэффициент перекрытия e a =1.1 – 1.5. Для косозубых колес за счет осевого
перекрытия зубьев e b =e a +e g , e g 1 à e b =2.1 – 2.5
Зубчатая передача с косозубыми колесами работает более
плавно, однако при этом возникает дополнительная осевая нагрузка на опоры.
2. Коэффициент удельного давления n .
Характеризует прочностные характеристики передачи с
точки зрения контактных напряжений в высшей КП.
3. Коэффициент удельного скольжения l .
Характеризует износостойкость зубчатой передачи в
высшей КП.
4.5.3 Определение коэффициента перекрытия графическим
способом.
B1B2 рабочий участок
линии зацепления N1N2.
В
точке В1 пара эвольвент входит в зацепление. При повороте на угол xa
эта пара эвольвент касается в т. К, а в т.В1 в зацепление вошла
следующая пара эвольвент, и участок КВ2 обе пары эвольвент проходят
вместе, т.е. вторая пара эвольвент перекрывает работу первой пары. Тогда e a равен
e a = ,
где j a 1 – угол перекрытия первого колеса.
j a 1 = rb1
e a =
Т.к.
линия зацепления перекатывается по основной окружности без скольжения, то
=
B1B2 , =B1K
e a =
4.6
Способы изготовления зубчатых колес
Существуют
два основных способа изготовления зубчатых колес:
1. копирование: профиль зуба инструмента (протяжка) переносится на
заготовку. Способ очень неточный, малопроизводительный и требует наличие
инструмента в большом ассортименте, различаемых по модулю и количеству зубьев.
Применяется в мелко серийном производстве.
2. огибание (см. лаб.раб. №8): инструменту и заготовке сообщают такое
относительное движение, при котором огибающая к положению режущей кромке
инструмента очерчивает эвольвенту. Инструмент может быть различным: рейки
(гребенки), долбяки и фрезы.
4.6.1 Понятие о производящем исходном контуре реечного
инструмента.
Производящий исходный контур
– проекция режущей грани инструмента на плоскость, перпендикулярную оси
вращения заготовки.
Рейка – зубчатое колесо с
теоретически бесконечно большим количеством зубьев. Как привило, их бывает 8.
rb
à , поэтому все окружности и эвольвента – прямые.
Все
параметры по делительной прямой и по прямым, параллельным делительной прямой,
стандартизированы.
a =20о
; ha* - коэффициент высоты зуба (по ГОСТ ha*=1).
4.6.2 Станочное зацепление.
Станочное зацепление –
зацепление заготовки и инструмента (см. рис. 10-86).
Xm - |
смещение исходного производящего контура; |
Δym - |
уравнительное смещение; |
P0 - |
полюс зацепления; |
α W0=α - |
угол зацепления в станочном зацеплении; |
rW0 = r = mz/2 - |
радиус начальной окружности, равный радиусу делительной окружности; |
B1B2 < B2N - |
длина активной линии зацепления; |
Ri=OB1 - |
радиус окружности граничных точек |
Рис.10-86. Схема станочного зацепления
Параметры,
относящиеся к инструменту, имеют индекс ‘o’
eo
– ширина впадины инструмента по делительной прямой,
sо
– толщина зуба инструмента по делительной прямой.
У
инструмента всегда eo = so, rwo = r.
В
станочном зацеплении начальная окружность всегда совпадает с делительной
окружностью, т.к. необходимо перенести с инструмента стандартные параметры: шаг
р, модуль m и угол профиля a . Эти стандартные параметры
имеют место на делительной окружности или на прямой, параллельной делительной
прямой.
По
отношению к делительной окружности заготовки, делительная прямая может занимать
следующие положения (рис. 17-89):
Рис.I7-89.
Схема” определяющая знак колеса
1. инструмент отодвигается от центра заготовки и между
делительной окружностью заготовки и делительной прямой инструмента имеет место
смещение х.m, где х – коэффициент смещения инструмента,
который имеет знак.
В рассматриваемом случае x>0, xm>0 – нарезается положительное зубчатое колесо.
Прямая инструмента, касательная к делительной
окружности заготовки – станочно-начальная прямая.
2. делительная прямая инструмента является станочно-начальной
прямой, т.е. касается делительной окружности. х=0, хm=0 – нулевое зубчатое
колесо.
3. при смещении инструмента к центру заготовки, между
делительной прямой и делительной окружностью смещение xm<0, x<0 – отрицательное зубчатое колесо.
Коэффициент изменения толщины зуба Δ:
Δ=2.x.tga
Вопрос:
в каком диапазоне может перемещаться инструмент?
где xmin
– минимальный коэффициент смещения инструмента, при котором наступает подрез
зуба.
Если В1
выйдет за N, то будет подрез ( В1 – точка пересечения граничной прямой
рейки с линией зацепления, а N – точка касания линии зацепления с основной
окружностью).