Лекция 8.
Сопряженные поверхности – поверхности, которые постоянно
или с определенной периодичностью входят в зацепление друг с другом.
По отношению к начальным окружностям сопряженные поверхности
могут занимать различные положения. Правильным положением является то, которое
удовлетворяет основной теореме зацепления, теореме о мгновенном передаточном
отношении, которое формулируется следующим образом:
Общая нормаль, проведенная в точке контакта сопряженных
поверхностей, проходит через линию центров О1О2 и делит эту линию на части, обратно пропорциональные
отношению угловых скоростей.
Передаточное отношение
"-" если зацепление внешнее; "+" если зацепление внутреннее; |
(см рис. 4.4.1)
Сопряженные профили должны удовлетворять следующим
требованиям:
1.
быть
простыми в изготовлении (технологичными);
2.
иметь
высокий КПД.
Таким требованиям удовлетворят эвольвентные профили.
4.3 Эвольвента и ее свойства.
Эвольвента образуется путем перекатывания производящей прямой KyNy без скольжения по основной
окружности радиуса rb.
Радиус произвольной окружности – ry. ONy || t t
Из треугольника ONyKy следует, что
(1)
Т.к. KyNy перекатывается без скольжения по
основной окружности, то
rb(q y + a y) = rb.tg a y
q y = tg
a y - a y (2)
q y = inv a y
q y – инволюта;
Уравнения (1) И (2) являются уравнениями эвольвенты в
параметрической форме.
a у
– угол профиля эвольвенты для точки Ку, лежащей на произвольной
окружности.
a –
угол профиля эвольвенты для точки К, лежащей на делительной окружности
радиуса r.
Угол профиля эвольвенты для точки Кb, лежащей на основной окружности, равен нулю: a b=0.
Свойства эвольвенты.
1.
Форма
эвольвенты зависит от радиуса основной окружности. При стремлении rb,эвольвента
превращается в прямую линию (пример рейка).
2.
Производящая
прямая KyNy является нормалью к эвольвенте в
данной тоске.
3.
Эвольвента
начинается от основной окружности. Внутри основной окружности точек эвольвенты
нет.
4.4 Элементы эвольвентного зубчатого колеса (рис.8-86).
Делительной окружностью называется окружность стандартных
шага р, модуля m и угла профиля a .
Шаг – расстояние между одноименными точками двух соседних
профилей зубьев, измеренные по дуге соответствующей окружности.
Модулем называется часть диаметра делительной окружности,
приходящаяся на один зуб.
Модуль m,[мм] – стандартная величина и
определяется по справочникам, исходя из трех рядов:
1 ряд – наиболее предпочтительный;
2 ряд – средней предпочтительности;
3 ряд – наименее предпочтительный.
Модуль является масштабным фактором высоты зуба. Чем больше
модуль, тем выше высота зуба, тем больше плечо силы P, вызывающей изгибные
напряжения у основания зуба.
Угол профиля – угол между касательной к эвольвенте в данной точке
и радиус-вектором этой точки (см. чертеж эвольвенты).
Угол профиля для точки, лежащей на делительной окружности,
является величиной стандартной и равной 20о (хотя лучше 25о).
1.
Основные расчетные зависимости для определения параметров эвольвентного
зубчатого колеса.
1. Число зубьев z; 2. Модуль m; 3. Ширина венца b; 4.Высота зуба h; 5. Диаметры зубчатого колеса: делительный d=mz; вершин зубьев da; впадин df ; сновной db; произвольный dy; 6. Окружной шаг: делительный p=πm; по произвольной окружности Py; Окружная толщина зуба S, Sa; окружная толщина впадины e; 7. Угловой шаг τ=360˚/z; угловая толщина зуба 2ψ; 8. Угол профиля зуба на делительной окружности α; 9. Эвольветные углы: inv αy ; inv αa;10. Радиус кривизны перехода профиля ρf.
Рис.8-86. Элементы и основные параметры эвольвентного
прямозубого колеса.
Из (1) следует, что радиус
делительной окружности
; (3)
модуль по ГОСТу определяется
2p .r = p.z à
m = p / p à
p = p .m (4)
(5)
2p .ry = py.z
à
(6)
по основной окружности
a y = 0 à
pb = p cos 20o (7)
2.
Виды зубчатых колес.
p = s
+ e (8)
s =
+ Δ.m
(9)
где Δ – коэффициент
изменения толщины зуба.
В зависимости от знака коэффициента Δ различают виды зубчатых колес:
1.
Δ = 0
s = e = p/2 нулевое зубчатое колесо;
2.
Δ
> 0 s > e положительное зубчатое колесо;
3.
Δ
< 0 s < e отрицательное зубчатое колесо.
4.
Эвольвентная
зубчатая передача и ее свойства (рис. 11-86).
aw - межосевое расстояние; αw - угол зацепления;
ym - воспринимаемое смещение; C - радиальный зазор;
g -длина линии зацепления N1N2 ; gα - длина активной линии зацепления;
Р - полюс зацепления; rw1, rw2- радиусы начальных окружностей;
φα1 - угол торцевого перекрытия зубчатого колеса.
Рис.11-86.
Элементы и основные параметры эвольвентной зубчатой передачи
Эвольвентную зубчатую передачу составляют, как минимум, из
2-х зубчатых колес, при этом в рассмотрение вводится две начальные окружности
радиусами rw1 и rw2.
Меньшее зубчатое колесо в обычной понижающей зубчатой
передаче называется шестерня.
Вместо производящей прямой здесь вводится в рассмотрение
линия зацепления N1N2, которая одновременно касается 2-х
основных окружностей rb1 и rb2.
Линия зацепления является геометрическим местом
точек контакта сопряженных эвольвентных профилей. В точке В1 пара эвольвент, которые в данный момент времени
контактируют в точке К, вошли в зацепление. В точке В2 эта же пара эвольвент из зацепления выходят.
На линии зацепления N1N2
все
взаимодействующие эвольвенты при зацеплении касаются друг друга. Вне участка N1N2 эвольвенты пересекаются, и если
такое случится, то произойдет заклинивание зубчатого колеса (9-86).
Рис.9-86. Интерференция эвольвет при внешнем зацеплении
а)
интерференция эвольвет
б)
подрез зуба
Угол N1O1P
= N2J2P
= a w – угол зацепления.
Для передачи, составленной из нулевых зубчатых колес a w=20o
Для передачи, составленной из положительных з. к. a w>20o
Для передачи, составленной из отрицательных з. к. a w<20o
c=c*.m - радиальный зазор,
величина стандартная, необходим для нормального обеспечения смазки.
c* - коэффициент радиального зазора, по ГОСТ c*=0.25 (c*=0.35).
Расстояние между делительными окружностями у.m – это воспринимаемое
смещение.
у – коэффициент воспринимаемого смещения, он имеет
знак, и в зависимости от знака различают:
1. у=0 у.m=0
– нулевая зубчатая передача;
2. у>0 у.m>0 – положительная
зубчатая передача;
3. у<0 у.m<0 – отрицательная
зубчатая передача;
Свойства эвольвентного зацепления.
1.
Эвольвентное
зацепление молочувствительно к погрешностям изготовления, т.е. при отклонении
межосевого расстояния от номинала передаточное отношение зубчатой передачи не
изменится.
2.
Линия
зацепления N1N2 является общей нормалью к
сопряженным эвольвентным профилям.
3.
Контакт
эвольвент осуществляется только на линии зацепления.