Лекция 6.
1. Краткие сведения по определению КПД
(h ) машинного агрегата.
КПД
машинного агрегата равен отношению работы сил полезного сопротивления к работе
движущих сил за цикл установившегося режима.
а)
определение КПД при последовательном соединении механизмов.
Pвход = Рд
б)
определение КПД при параллельном соединении механизмов.
где b i – коэффициенты распределения
мощности.
b 1 + b 2 + b 3 +… + b m
= 1
Каждый
b определяется назначением специалиста.
3.
Основные сведения о виброзащите машинного агрегата.
Вибрации нашли полезные
применения в технике. Примерами этого являются различные
вибромассажеры, вибротранспортеры
и т.д. Однако работа с инструментом, основанном на
вибрации, приводит к профессиональным травмам и заболеваниям. Основные
мероприятия, связанные с выявлением источника вибрации, с целью последующего
снижения его виброактивности или полного его
устранения, называют виброзащитой.
Виброзащита
осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Уменьшение активности источника с помощью статического
уравновешивания механизмов (полного или частичного), а также уравновешивания
роторов.
2. Изменение конструкции объекта: установка гасителей
колебаний, демпферов, виброизоляторов.
3.1
Статическое уравновешивание рычажных механизмов.
Если , то такой механизм
называется статически уравновешенным.
Если , то такой механизм
называется моментно-уравновешенным.
Рассмотрим
случай, когда необходимо уравновесить статически,
т.е. . Этого можно добиться
только тогда, когда ,
т.к.
S à A
Когда
центр масс совмещен с А, то он становиться
неподвижным. Этого добиваются с помощью двух противовесов, один из которых
устанавливается на продолжении шатуна, а другой на продолжении кривошипа.
Для
того чтобы рассчитать массы противовесов, применяют метод замещающих масс, суть
которого заключается в том, что масса каждого звена условно разноситься по двум
точкам. При этом должны выполняться следующие условия:
разнесем
массу этого звена по точкам А и В так, чтобы положение
центра масс не изменилось.
m = mA + mB
lAB = lAS + lBS
mA lAS = mB lBS
Сосредоточим
массу 3-го звена в т.С
Массу
2-го звена разнесем по шарнирам В и С. Если на продолжении звена 2 поставить
противовес массой mпр2 и на расстоянии от т.В
равное lпр2, то центр масс звеньев 2 и 3 переместиться в т.В, при
этом
mпр2.lпр2
= (m2C + m3C).lBC
При
этом либо задаются массой противовеса и определяют lпр2, либо
задаются lпр2 и определяют массу противовеса.
mпр1.lпр1
= (m1B + mпр2+ m2В+ m2C+ m3C).lAB
После
всех указанных мероприятий, центр масс переместиться в точку
А, однако не всегда конструктивно возможно установить противовес на
продолжении шатуна и ограничиваются установкой противовеса на звене 1. В этом
случае центр масс системы смещают на линию АС, и этот центр масс перемещается с
постоянным ускорением: а = const
В этом
случае механизм – частично статически уравновешенный, его нежелательно
устанавливать на высоком фундаменте, т.к. главный вектор сил инерции создает
опрокидывающий момент, что недопустимо.
В
четырехшарнирном механизме центр масс системы разноситься по точкам А и D, а противовесы устанавливаются на продолжении звеньев
1 и 3.
3.2
Балансировка ротора (лаб. раб. №9).
Ротор – тело любой
геометрической формы, имеющее свое основное движение – движение вращения (коленвал, колесо турбины и т.д.).
Пусть
в силу каких-либо причин центр масс ротора смещен от оси вращения О на постоянную величину е.
1. w =0 à на опоры действует только сила тяжести G=mg.
2. w =соnst
1) 2)
Если
заменить воздействие опоры реакцией и записать условие статического равновесия
(по Даламберу):
Из
рассмотрения данного треугольника следует, что при вращении ротора на его опоре
возникает знакопеременная нагрузка Q12, которая достигает максимума,
когда ФS и G направлены вниз, и минимума,
когда эти вектора направлены по вертикали в разные стороны.
Состояние
ротора , характеризующегося таким распределением масс,
при котором на его опорах возникает знакопеременная нагрузка, называется неуравновешенностью ротора.
Причины
вызывающие неуравновешенность ротора:
1. неточность изготовления ротора;
2. неточность сборки;
3. различные включения при отливке частей ротора;
4. перепады температур.
Мерой
неуравновешенностью ротора является дисбаланс () – вектор,
направленный по ФS и отличающийся от него в w 2 раз:
,[г.мм]
Для
того чтобы определить величину и направление D, в рассмотрение вводят плоскость
дисбаланса, в которой этот вектор расположен, и угол дисбаланса.
Мероприятие,
связанное с определением величины и направления D, с целью его последующего
уменьшения, называется уравновешиванием ротора.
Существуют
3 вида неуравновешенности:
1. статическая;
2. моментная;
3. динамическая (общий случай).