Лекция 3.
Продифференцируем
(3) по обобщенной координате:
(5)
Продифференцируем (2) по обобщенной
координате:
Если необходимо определить функции положения
центра масс, то рассматривается векторный контур
Условие замкнутости данного векторного
контура имеет вид:
(6) Спроецируем данный векторный контур на оси координат
(7)
Продифференцируем (7) по обобщенной
координате и получим аналоги линейных скоростей точек S2 в проекциях
на оси х и у:
(9)
2. Анализ
машинного агрегата.
В данной главе будут рассмотрены следующие
вопросы:
1. Силы и моменты, действующие в машинном
агрегате.
2. Переход от расчетных схем машинных агрегатов к
динамическим моделям.
3. Расчет усилий в кинематических парах основного
механизма рабочей машины.
4. Определение законов движения главного вала (входного
звена) рабочей машины под действием приложенных сил и моментов при различных
режимах работы машинного агрегата.
2.1 Силы и моменты, действующие в машинном
агрегате.
2.1.1 Движущиеся силы и моменты Fд и Мд.
Работа движущих сил и моментов за цикл
положительна: Ад>0.
Цикл – промежуток времени, по истечению которого все
кинематические параметры принимают первоначальное значение, а технологический
процесс, происходящий в рабочей машине, начинает повторяться .
2.1.2 Силы и моменты сопротивления Fс,Mс.
Работа сил и моментов сопротивления за цикл
отрицательна: Аc<0.
2.1.3 Силы тяжести (Gi).
Работа силы тяжести за цикл равна нулю: АGi=0.
2.1.4 Расчетные силы и моменты ФSi,MФi.
ФSi,MФi – Главные
векторы сил инерции и главные моменты от сил инерции.
2.1.5 Реакции в кинематических парах Qij.
2.2 Понятие о механических характеристиках.
Каждая рабочая машина имеет свою механическую характеристику, которая
приводится в техническом паспорте машины. Примеры механических характеристик
некоторых машин приведены ниже.
Механическая
характеристика 3-х фазного асинхронного двигателя.
Индикаторная
диаграмма ДВС
H –
ход поршня в поршневой машине
(расстояние
между крайними
положениями
поршня)
Индикаторная
диаграмма насоса
Как правило, из паспорта известен диаметр
поршня, по нему можно определить площадь Sп= p .d2/4, тогда сила: F=p.Sп
Правило знаков сил и моментов:
Имея механическую характеристику поршневой
машины в виде индикаторной диаграммы и учитывая правило знаков, можно
перестроить её в график сил (см. лабораторную работу №4).
Основной вывод:
В течение всего
цикла работы поршневой машины сила, приложенная к поршню, будет изменяться как
по величине, так и по направлению, это в свою очередь приводит к колебаниям
угловой скорости главного вала рабочей машины.
2.3 Понятие о
расчетной схеме машинного агрегата и переход от нее к динамической модели.
На расчетной схеме машинного агрегата
отмечают основные силовые факторы, действующие в машинном агрегате; основные
массы звеньев, влияющих на закон движения машинного агрегата; и основные
жесткости валов. На рис.5-92 показан переход от реальной схемы к расчетной
схеме (а) и от нее к динамической модели.
Из множества масс выделены 3 основные,
оказывающие самое большое влияние на закон движения.
Расчетная схема (б) – 3-х массовая
динамическая модель.
Для описания закона движения 3-х массовой
динамической модели необходимо 3 дифференциальных уравнения.
Если положить жесткость с1 , то можно
перейти к двумассовой модели (необходимо 2 диф. уравнения).
Если положить жесткость с2 , то
получим одномассовую динамическую модель (рис. 2.3).
Рис. 2.3
Можно иметь 2 вида одномассовых динамических
моделей:
1. Если звено приведения совершает вращательное движение,
то одномассовая модель имеет вид
закон движения должен быть один,
поэтому w м = w 1 , j м = j 1
Уравнение движения
можно записать одним уравнением, в виде изменения кинетической энергии:
2. Если звено приведения совершает поступательное
движение, то одномассовая модель имеет вид:
Этот вид модели за недостатком времени
рассматривать не будем.
2.4 Приведение сил
и масс к одномассовой динамической модели.
j 1 –
обобщенная координата.
Нужно
определить закон движения 1-го
звена
данного механизма.
Дано: j 1, w 1, lAB, lBC, lBS2, G2,
G3, F3, IS1, IS2.
Определить, как
изменяется w 1.
При переходе от расчетной схемы к
одномассовой динамической модели за звено приведения, как правило, принимают то
звено, закон движения которого определяют.
Звено приведения – зв.1; оно совершает
вращательное движение, следовательно, одномассовая динамическая модель имеет
вид:
2.4.1
Приведение масс.
При переходе от расчетной схемы к модели
необходимо обеспечить равенство кинетической энергии звена динамической модели
и суммы кинетических энергий реальных звеньев механизма:
ТМод
= ТМех .
Кинетическая энергия модели должна быть равна
кинетической энергии всего механизма.
Тмод
= Тпост + Твращ
В
нашем случае:
w м = w 1