Лекция 1.
Основные понятия и определения.
Теория
механизмов и машин занимается исследованием и разработкой
высокопроизводительных механизмов и машин.
Механизм
– совокупность подвижных материальных
тел, одно из которых закреплено, а все остальные совершают вполне определенные
движения, относительно неподвижного материального тела.
Звенья – материальные тела, из которых состоит механизм.
Стойка– неподвижное звено.
Стойка
изображается ;
конфигурация стойки в курсе ТММ не изучается. Звено, которому изначально
сообщается движение, называется входным
(начальным, ведущим). Звено, совершающее движение, для выполнения которого
предназначен механизм – выходное звено.
Рис.1 Кривошипно-ползунный
механизм
Если
это компрессор, то зв.1 – входное, а зв.3 – выходное.
Если
это механизм ДВС, то зв.3 – входное, а зв.1 – выходное.
Кинематическая пара –
подвижное соединение звеньев, допускающее их относительное движение. Все
кинематические пары на схеме обозначают буквами латинского алфавита, например
A, B, C и т.д.
Если кинематическая пара вращательная (звенья
образующие эту пару вращаются относительно друг друга), то она изображается ; если же , одно звено движется поступательно относительно другого
звена, то такая пара называется поступательной и изображается .
Каждому звену присваивают свой номер:
Первый номер имеет
входное звено, последний номер - стойка .
Звенья бывают:
Например, шатунная группа механизма ДВС.
Звенья, соединяясь друг с другом, образуют
кинематические цепи, которые разделяют на:
цепи на рис.1;
пример разомкнутой цепи: рис.2
Рис.2
Машина – техническое устройство, которое в результате
осуществления технологического процесса определенного рода, позволяет
автоматизировать или механизировать труд человека.
Машины условно можно разделить на следующие
виды:
Энергетические машины разделяют на:
Двигатель – техническое устройство, преобразующее один вид
энергии в другой. Например, ДВС.
Трансформирующая машина – техническое устройство, потребляющее энергию извне
и совершающее полезную работу. Например, насосы, станки, прессы.
Техническое объединение двигателя и
технологической (рабочей машины) называется – Машинный
агрегат (МА). (рис.3)
Рис.3
Двигатель имеет определенную механическую
характеристику, рабочая машина тоже. Механические характеристики указаны в
техпаспорте.
w 1 – скорость, с которой вращается вал двигателя;
w 2 – скорость, с которой будет вращаться главный вал
рабочей машины.
w 1 и w 2 нужно поставить в
соответствие друг другу.
Например, число оборотов n1 =7000 об/мин., а n2=70 об/мин.
Чтобы привести в соответствие механические
характеристики двигателя и рабочей машины, между ними устанавливают
передаточный механизм, который имеет свои механические характеристики.
up2=n1 / n2=w 1/w 2=7000/700=100
В качестве передаточного механизма могут быть
использованы:
В качестве основных механизмов рабочей машины
наиболее часто используют рычажные механизмы.
Основные виды
рычажных механизмов.
1.
Кривошипно-ползунный механизм.
а) центральный (рис.1);
б) внеосный (дезоксиальный) (рис.4);
е - эксцентриситет
Рис. 4
1-кривошип, т.к. звено совершает полный
оборот вокруг своей оси;
2-шатун, не связан
со стойкой, совершает плоское движение;
3-ползун (поршень), совершает поступательное
движение относительно стойки;
4-стойка.
2. Четырехшарнирный
механизм рис.5.
Рис. 5
Звенья 1,3 могут быть кривошипами.
Если зв.1,3 – кривошипы, то механизм двукривошипный.
Если зв.1 – кривошип (совершает полный
оборот), а зв.3 – коромысло (совершает неполный оборот), то механизм
кривошипно-коромысловый.
Если зв.1,3 – коромысла, то механизм двукоромысловый.
3. Кулисный механизм рис. 6.
1 - кривошип;
2 - камень кулисы (втулка) вместе с зв.1
совершает полный оборот вокруг А (w 1 и w 2 одно и тоже), а также движется вдоль зв.3, приводя
его во вращение;
3 - коромысло (кулиса).
на зв.3 выбирают точку В3 и выбирают в данный момент так,
чтобы она совпадала с точкой В.
Рис. 6
4.Гидроцилиндр рис. 7
(в
кинематическом отношении подобен кулисному механизму).
В
процессе проектирования конструктор решает две задачи:
Рис. 7